Компания Promobot из Перми начала продавать Robo-C — антропоморфного робота-компаньона, который может принимать внешность любого человека. Его разработали год назад, а сейчас решили делать на заказ для бизнеса и личных целей.
Робота представили еще в апреле на форуме Skolkovo Robotics. Там Promobot продемонстрировала «Алекса», который стал первой моделью человекоподобного андроида, созданного по собственной запатентованной технологии компании. Теперь такого или подобного робота-гуманоида может купить любой желающий.
На вид Robo-C не отличить от человека. Он двигает глазами, губами, бровями и другими мышцами лица, отвечает на вопросы и поддерживает беседу (благодаря встроенной системе распознаванию речи из 100 модулей на ИИ). Эмоции робот повторяет довольно точно — для этого предусмотрено 600 вариантов микромимики человека. Полностью реалистичным он становится благодаря искусственной коже из силикона, нанесенного способом 3D-моделирования.
Чтобы изготовить одного такого робота, у Promobot уходит два-три месяца. Цена варьируется от 1,2 миллионов до трех миллионов рублей и зависит от комплектации.
Есть два варианта роботов: с лицом по индивидуальному заказу (такую модель придется ждать три месяца) или с лицом, сделанным по уже имеющимся шаблонам (длительность работы — два месяца). Девушка или парень, молодой или старый, с голубыми глазами или серыми — внешность можно выбрать любую.
Также различается «телосложение»: это может быть просто голова с шеей или голова дополненная частью туловища, которая находится на подставке (создается впечатление, будто робот сидит за столом). Но только голова остается подвижной.
В России это только вторая попытка разработать человекоподобного робота.
До Promobot нечто подобное делала только компания «Нейроботикс» из Зеленограда, которая в 2011 году показала гуманоида «Алису». Но робот от пермской компании во многом превосходит своего предшественника. Например, у него в лице — 29 степеней свободы, а у «Алисы» — в два раза меньше.
Зачем вообще нужны такие роботы? Promobot предлагает использовать их в качестве консультантов (на ресепшене или в магазине) или администраторов (для записи деловых переговоров). Стартап надеется, что в будущем Robo-C заменит многих сотрудников в местах повышенного скопления людей (на почте или в муниципальных учреждениях).
Робота можно приобрести и для личных целей, например, чтобы управлять системами «умного дома» (по аналогии со всем знакомыми голосовыми помощниками).
«Мы открываем огромный рынок в сервисе, образовании и сфере развлечений. Представьте, что точная копия Майкла Джордана будет продавать баскетбольную форму, а Александр Пушкин — читать собственные стихи в музее? Мы можем построить лингвистическую модель на основе популярных фраз конкретного человека — робот будет общаться и отвечать на вопросы с помощью частых выражений “оригинала”, используя определенный контекст знаний этого человека».
Алексей Южаков, председатель совета директоров Promobot
Promobot работает с 2015 года. Резидент «Сколково». За несколько лет никому неизвестный стартап вырос в крупного производителя автономных сервисных роботов в Северной и Восточной Европе. Всего продано около 500 андроидов в 35 стран мира. В России их уже опробовали «Сбербанк», МФЦ, Московский метрополитен и Музей современной истории.
Большинство продаж (65%) идет на экспорт: в сентябре Promobot заключила договор на 18 миллионов евро со швейцарской компанией Advanced Robotics, согласно которому отправит в Европу около тысячи роботов.
По итогам 2018 года выручка Promobot составила 213,5 миллионов рублей, прибыль — 2,4 миллионов рублей. Этим летом корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) инвестировала в стартап 200 миллионов рублей.
Разработка робота, похожего на человека, не была дешевой — на него Promobot потратила 6,5 миллионов рублей. Но это еще далеко не все: в производство Robo-C она собирается вложить 2,5 миллиона долларов.
К счастью, на робота уже есть заказы из-за границы и ведутся переговоры с несколькими торговыми центрами, банками и МФЦ, которые заинтересованы в том, чтобы с помощью разработки улучшить качество обслуживания клиентов.