BlaBlaCar купил российского агрегатора автобусных билетов

Крупнейший в мире международный сервис для поиска попутчиков BlaBlaCar родом из Франции купил российского агрегатора автобусных билетов Busfor. Сумма сделки не уточняется.

Договор не предполагает, что Busfor нужно будет сокращать сотрудников или приостанавливать действующие партнерства. Busfor продолжит работать в обычном режиме под своим брендом. 

Главное условие — BlaBlaCar добавит билеты агрегатора на свою платформу. 

Сервис Busfor действует с 2010 года и считается лидером онлайн-дистрибуции билетов на междугородние автобусы. С ним работают более 7000 перевозчиков в Центральной и Восточной Европе. География присутствия — Россия, Белоруссия, Украина, Польша, Чехия. Каждый месяц через агрегатор продается более 700 000 автобусных билетов.  

С момента своего основания сервис привлек 32,5 миллиона долларов. Среди его акционеров — шведская инвестиционная компания Vostok New Ventures, российские фонды Baring Vostok и «Эльбрус Капитал».

Что интересно, BlaBlaCar и Busfor связаны общим акционером — Vostok New Venture. Компания владеет 12,3% Busfor и 9,3% BlaBlaCar. Первого Vostok New Venture оценивает в 69,95 миллионов долларов, а второго — в 1,6 миллиардов долларов. 

BlaBlaCar, возникший во Франции в 2006 году, стал пионером на рынке райдшеринговых сервисов и экономики совместного потребления, кардинально изменив привычки людей организовывать путешествия и передвигаться с места на место. Сейчас у него насчитывается более 80 миллионов пользователей в 22 странах, в том числе более 20 миллионов в России. 

Официальными регулярными перевозками BlaBlaCar начал заниматься только в этом году, но его партнерская сеть разрастается очень быстро — в нее уже входят более 500 автобусных операторов. 

Сервис имеет статус «единорога». Это значит, что его капитализация превысила миллиард долларов. На пути к статусу BlaBlaCar привлек 335 миллионов долларов венчурного капитала. 

По мнению «Коммерсанта», для Busfor сделка была скорее вынужденной — попросту закончились предыдущие инвестиции. Однако не стоит отрицать, что ресурсы BlaBlaCar помогут компании улучшить собственный сервис и получить новых клиентов. 

BlaBlaCar, напротив, ставит себе амбициозные глобальные цели, и покупка Busfor — лишь один из шагов к их реализации. 

Прежде всего, она вписывается в общую стратегия развития компании: BlaBlaCar не скрывает, что хочет стать глобальным маркетплейсом для междугородних поездок. Она решила объединить на одной платформе два транспортных решения (карпулинг и автобусы), которые должны дополнять друг друга. Ожидается, что в конечном счете и те, и другие будут быстрее заполнять свободные места. Это облегчит жизнь самим перевозчикам: им будет проще находить попутчиков, а автовладельцам— пассажиров. И, соответственно, привлечет новых пользователей. 

«Объединив усилия с Busfor, BlaBlaCar получит уникальные технологии дистрибуции, бронирования и продажи автобусных билетов, к которым подключены автовокзалы и автостанции в регионе с населением более 300 миллионов человек. Интеграция поможет автобусным перевозчикам и станциям расширить клиентские базы и дать путешественникам лучший потребительский опыт».

 

Николас Брюссон, генеральный директор BlaBlaCar

Поэтому понятно, почему BlaBlaCar начал инвестировать в автобусные перевозки. Так, Busfor — не первый автобусный агрегатор, который купил BlaBlaCar. В 2018 он приобрел французского оператора Ouibus, который переименовал в BlaBlaBus. Сервис доступен во Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии и Италии.

Еще одна цель — закрепиться в России, которую сервис считает одним из самых важных своих рынков. Несмотря на то, что в страну BlaBlaCar зашел в 2014 году, положение у него до сих пор довольно шаткое. Сервис постоянно терпит давление традиционных транспортных компаний, которые требуют заблокировать его из-за нелегальных перевозчиков, присутствующих на платформе. 

BlaBlaCar надеется, что покупка агрегатора билетов поможет завязать конструктивный диалог с ведущими игроками лицензированных автобусных перевозок и повлиять на них. 

Плюс сам райдшеринг еще не до конца прижился. И не только в России, а везде. Билеты на автобусы пока больше покупают в офлайне. Об этом говорят цифры: доля онлайн-продаж автобусных билетов составляет не больше 10%. Есть еще много возможностей для роста. 

«Эта сделка — большое событие в истории цифровой трансформации автобусного рынка. Люди покупают билеты на самолет или поезд онлайн, но за билетом на автобус по-прежнему ходят в кассу. Это очень неудобно для пассажиров. Впереди нас ждут революционные перемены на рынке пассажирских автобусных перевозок». 

 

Ирина Рейдер, генеральный директор BlaBlaCar в России

Так что логично, что «ускорение темпов цифровизации автобусного рынка» тоже стало одним из целей договора. По мнению экспертов, все только выиграют, если онлайн-продажи билетов на автобусы возрастут до 20–25%: и российский рынок, и сами перевозчики.