Платформа для блогеров Patreon привлекла 90 миллионов долларов

Американская краудфандинговая площадка для музыкантов, блогеров и других творческих людей привлекла 90 миллионов долларов. Более того, теперь она официально единорог — оценка достигла 1,2 миллиарда долларов.

Как ни странно, пандемия сказалась на Patreon самым благоприятным образом —  с марта по май 2020 года количество музыкантов на платформе увеличилось троекратно. 

В результате этого раунда финансирования к числу инвесторов присоединились New Enterprise Associates, Wellington Management и Lone Pine. А партнер венчурной компании New Enterprise Associates (NEA) Джонатан Голден вошел в совет директоров компании.

Patreon появился в 2013 году. Создатель — музыкант Джек Конте. Он пел в дуэте Pomplamoose и выпустил музыкальный клип на свою сольную композицию Pedals, на который потратил три месяца и значительную сумму — десять тысяч долларов. 

Джек Конте, Pedals

Само собой, он хотел как-то отбить затраты и поставил себе амбициозную цель: миллион просмотров за год и доход от рекламы примерно сто тысяч долларов. Джек поделился идеей с другом Сэмом Ямом, основателем компании AdWhirl, которая специализируется на мобильной рекламе. И они вдвоем придумали платформу, позволяющую поклонникам музыканта финансово поддерживать его новые видеоролики. На разработку ушло всего два месяца. 

Результаты превзошли все ожидания. Конте рассчитывал получать с каждого ролика один-два доллара. Однако через несколько недель каждый клип начал приносить четыре тысячи долларов. В среднем каждый патрон платил ему целых долларов.  

Еще Конте решил выкладывал свои ролики на YouTube. Но для патронов он ввел дополнительные приятные новости: например, эксклюзивные новости или возможность первыми приобрести билеты на концерт. Такие «плюшки» до сих пор остались на Patreon, их активно предлагают и другие авторы. 

Сейчас благодаря платформе каждый может монетизировать свой талант. Принцип действия прост: вместо лайков и комментариев — денежные пожертвования. Patreon напоминает краудфандинговые площадки вроде Kickstarter и Indiegogo, но в отличие от них здесь автор может собрать не на один-единственный проект, а зарабатывать на каждом новом видео. Ему достается около 90% переведенных денег. 

Себе Patreon берет 5-12% от пожертвований и комиссию за обработку платежей, тоже примерно 5%. Из этого складывается прибыль платформы. 

За счет такой модели пользователи воспринимают себя как членов закрытого элитного клуба, не ограниченного текущими тенденциями. Так площадка размывает границы между творцом и аудиторией.

Среди творческих людей, которые активно пользуются Patreon, не только представители искусства и культуры, но и косплееры, стримеры, спортсмены и даже политики.

Значительная часть авторов на Patreon — YouTube-блогеры. В том числе российские — например, Redroom, «КритМышь», «Коммандер». 

Видео от сооснователя и генерального директора Patreon Джека Конте

В прошлом году Patreon уже привлекал 60 миллионов долларов в раунде, который возглавил Glade Brook Capital — фонд, ищущий перспективные технологические проекты. Согласно данным Crunchbase, инвестиции в компанию с момента основания составили 255,9 миллиона долларов.

Всего в сервисе зарегистрированы 200 тысяч производителей различного контента, у которых шесть миллионов поклонников. За все время существования Patreon они заработали там около двух миллиардов долларов.