Как крадет Amazon: инвестиции в стартапы и копирование технологий

Ранее мы уже писали, что знаменитый онлайн-ритейлер продавал кроссовки из вязаной шерсти, которые подозрительно похожи на аналогичные от американского стартапа Allbirds, кому и принадлежит изначальная технология создания такой обуви. 

Тогда этот случай спустили на тормозах — сооснователь Allbirds Джо Цвиллингер в открытом письме Джеффу Безосу отметил, что «польщен сходством», но предложил сотрудничать. 

Однако сейчас ситуация в корне другая. Более 20 предпринимателей обвиняют Amazon в воровстве технологий и настроены добиться справедливости. Они утверждают, что компания сначала обещает щедрые инвестиции и начинает переговоры, где выясняет, как работает технология. А потом отказывается от договоренностей и выпускает собственный аналогичный продукт. 

Или действительно инвестирует, и, получив доступ к технологиям, создает сервис, с которым стартап не может соперничать из-за размеров Amazon. Об этом сообщает газета The Wall Street Journal в своем подробном расследовании. 

Вот какие стартапы пострадали. 

Технология распознавания речи Vocalife → Amazon Echo

Особая история с технологиями распознавания речи. Amazon разрабатывал смарт-колонку Echo и сопутствующий голосовой помощник Amazon Alexa с 2010 года и действовал весьма агрессивно.

Первая ласточка была еще в 2011, когда Amazon приметил Vocalife, который выиграл приз на выставке потребительской электроники CES, после чего ритейлер предложил сесть за стол переговоров. Стартап показал микрофонную решетку, значительно улучшающую качество звука. Он собирался ее запатентовать и даже подал две заявки. 

Однако после встречи Amazon оборвал все контакты и не выходил на связь. В 2015 он представил свою колонку — и Vocalife не могли не обратить внимания, что использовали их технологию. 

Сейчас стартап судится с Amazon, а тот, в свою очередь, оспаривает предъявленные претензии. Рассмотрение дела назначено на сентябрь. 

Умная колонка Ubi → Amazon Echo

Собственно, даже общая концепция Echo не принадлежит компании. Как пишет WSJ, это практически полная копия колонки Ubi, которую создал разработчик Леор Греблер. Устройство имело больше функций, чем есть у Amazon Echo, и появилось на рынке намного раньше. 

Ubi сообщало о погоде, отправляло электронные письма, включало и выключало свет, запускало музыку и помогало покупать онлайн. В общем, делало то же самое, что и Amazon Echo. 

Хронология событий здесь такая. В конце 2012 Греблер вступил в переговоры с Amazon, надеясь, что компания захочет приобрести или лицензировать технологию. Во время этих встреч он делился конфиденциальной информацией и подробно рассказывал, как работает продукт и как его можно развивать. 

«Они видели все, что мы хотели сделать с этим устройством. Это практически дорожная карта продукта». 

 

Леор Греблер, разработчик умной колонки Ubi

Однако затем повторился тот же сценарий, что и с Vocalife, только последствия для стартапа оказались куда более печальными. Никакой сделки не состоялось, а 23 июня 2015 года вышла Amazon Echo. 

Греблер хотел подать в суд, но не нашел денег, чтобы оплатить адвокатов. Его компания понесла убытки, пришлось сократить большую часть сотрудников. А через полгода прекратился выпуск Ubi.

Представитель Amazon ответил, что в 2012 в компании уже работали над Echo, до встречи с Греблером, и его предупреждали, что создают конкурирующий продукт.

Искусственный интеллект DefinedCrowd → сервис A2I на платформе Amazon Web Services

Запущенный в апреле сервис A2I на платформе Amazon Web Services создан на основе искусственного интеллекта от португальского стартапа DefinedCrowd, в который Amazon инвестировал через собственный венчурный фонд четыре года назад. 

Тогда он получил доступ к конфиденциальной информации, чем и воспользовался. A2I практически не отличим от решения DefinedCrowd и выполняет те же функции — помогает собирать и маркировать данные. 

Узнав об этом, генеральный директор DefinedCrowd Даниэл Брага уменьшил долю Amazon в компании и полностью закрыл ему доступ к разработкам. Дальнейших разбирательств пока не было. 

Видеочат Nucleus → Amazon Echo Show

В том же 2016 году Amazon купил долю в небольшом стартапе Nucleus (снова через свой фонд). Его основной продукт — домашнее устройство видеосвязи, интегрированное с голосовым помощником Alexa.

После заключения договора компания получила доступ к финансовым документам Nucleus, стратегическим планам и другой информации. А через восемь месяцев анонсировала Echo Show — видеочат с поддержкой Alexa. По функционалу — калька устройства Nucleus. При этом Amazon заверил стартап, что не будет работать над конкурирующим продуктом. 

Устройство Nucleus продавалось в крупных американских торговых сетях — например, Home Depot, Lowe’s и Best Buy. Однако после выхода Echo Show продажи резко упали: ритейлеры перестали заказывать Nucleus, а покупатели предпочли устройства от Amazon. 

Тем не менее, авторы Nucleus не сдаются. Они переориентировали свое устройство для рынка здравоохранения, который сейчас пытаются завоевать. 

Стартап также не стал оставлять это дело просто так и пригрозил Amazon судом. В итоге сторонам даже удалось договориться. Компания заплатила Nucleus пять миллионов долларов, и он согласился больше не обсуждать этот вопрос и выносить его в публичное поле. Конфликт, по сути, замяли. 

И это далеко не полный список компаний, которые стали жертвой Amazon — на самом деле их гораздо больше. 

Что говорит Amazon 

Он отрицает все обвинения и говорит, что не использует конфиденциальную информацию, полученную в ходе переговоров. И настаивает на том, что все споры об интеллектуальной собственности «справедливо разрешаются в судах».

Amazon — одна из крупнейших глобальных IT-компаний, чья капитализация превышает 1,4 триллиона долларов. Более того, благодаря своему Amazon Web Services он считается лидером на мировом рынке облачных сервисов, значительно опережая здесь Microsoft и даже Google. 

В первом квартале выручка ритейлера увеличилась на 26% и составила 75,4 миллиарда долларов.