Как быстро Земля улавливает тепло и что это значит для нас

Новое исследование на основе измерений NASA показало, что количество тепла, которое удерживает атмосфера, океан и суша, удвоилось за последние 14 лет.

NASA постоянно ведет мониторинг того, какая часть солнечной энергии поступает в атмосферу нашей планеты, а какая отражается обратно в космос. Ученые сравнили эти спутниковые измерения с данными буев NOAA, отслеживающие температуру океана. Это дало им представление, сколько тепла поглощается океаном.

Разница между поглощаемым и отражаемым теплом называется энергетическим дисбалансом. Оказалось, что за период с 2005 по 2019 дисбаланс рос. Результаты исследования опубликовал на прошлой неделе Geophysical Research Letters.

Два независимых взгляда на изменения энергетического дисбаланса Земли очень хорошо согласуются друг с другом. Оба показывают очевидную тенденцию, которая позволяет нам исключить возможность исследовательских артефактов — а значит, это реальное явление. Тенденция, которую мы обнаружили, весьма тревожна.

Норман Леб, исследователь NASA и ведущий автор исследования

Почему Земля удерживает так много тепла? Ученые выделяют несколько причин. Во-первых, деятельность человека, которая вызывает изменение климата. Парниковые газы удерживают много тепла. А из-за нарастающей от этого жары тают ледники и снега, которые обычно отражают тепло обратно в космос. Чем меньше их становится, тем больше тепла может поглощать суша и океаны.

Кроме того, существуют естественные изменения климатической модели, которая называется Тихоокеанским десятилетним колебанием. С 2014 по 2019 она находилась в «теплой фазе»: облаков образовывалось меньше, что также позволяло океану поглощать больше тепла.

Ученые во главе с Лебом считают, что именно это стечение обстоятельств повлияло на энергетический дисбаланс Земли: «За этот период оба фактора вызвали потепление, которое привело к довольно значительному изменению дисбаланса. Масштабы роста беспрецедентны».

Впрочем, по сравнению с долгой историей планеты и ее климата, 14 лет — не такой уж большой срок. Исследователи должны и дальше собирать данные, чтобы получить больше информации о полной картине энергетического дисбаланса Земли. Как заявил Леб, они надеются, что в ближайшее десятилетие дисбаланс уменьшится.