Федеральная торговая комиссия США обязала социальную сеть выплатить пять миллиардов долларов за массовую утечку данных пользователей. Это самый крупный штраф, который регулятор когда-либо назначал.
Напомним, расследование в отношении Facebook началось еще весной прошлого года и связано со скандалом с консалтинговой компанией Cambridge Analytica, которая незаконно собирала информацию о посетителях через социальную сеть. Всего утечке подверглись данные 87 миллионов человек.
Их Cambridge Analytica использовала во время предвыборной гонки 2016 года, чтобы настроить таргетированную рекламу и повлиять на голоса избирателей. Сама компания, выступавшая в поддержку Дональда Трампа, долгое время отрицала свою причастность к инциденту. К ней будут приняты «отдельные правоприменительные меры».
Facebook обвинили в том, что он знал о ситуации, но ничего не предпринял, чтобы защитить данные пользователей. Марк Цукерберг ошибку признал и пообещал усилить модерацию на площадке.
Но избежать наказания это не помогло — социальной сети надо выплатить пять миллиардов долларов в качестве компенсации за ущерб. Федеральная торговая комиссия называет меру «беспрецедентной» — это самый крупный штраф в истории регулятора, который когда-либо налагался на технологическую компанию, и один из самых крупных в истории США.
Сумма в 227 раз превышает действующий рекорд — штраф в 22,5 миллионов долларов, назначенный Google в 2012 году за то, что тот отслеживал данные пользователей через браузер Apple Safari.
«Штраф в пять миллиардов долларов для Facebook — крупнейший из когда-либо наложенных на компанию из-за нарушения приватности пользователей. Он почти в 20 раз больше, чем самый большой штраф за нарушение безопасности данных или частной жизни в истории».
Пресс-релиз FTC
Однако на финансовом состоянии Facebook штраф вряд ли отразится. Пять миллиардов долларов для компании — это крайне незначительная сумма, эквивалентная выручке за месяц. К слову, она примерно так и рассчитывала и выделила на штраф три миллиарда долларов из бюджета.
Поэтому многие СМИ раскритиковали сделку, назвав ее победой Цукерберга.
Помимо штрафа, ведомство обязало Facebook ужесточить и пересмотреть правила политики конфиденциальности на платформе.
Ему официально запрещено использовать в рекламных целях номера телефонов и адреса электронной почты, полученные в результате двухфакторной аутентификации. А распознавание лиц теперь будет работать только после согласия пользователей.
Еще одно требование комиссии — ограничить полномочия Марка Цукерберга. Для этого планируется создать отдельный независимый комитет в совете директоров Facebook, который будет контролировать защиту личных данных пользователей и снимет часть ответственности с главы социальной сети.
Он не сможет самостоятельно решать, как и что делать, чтобы обеспечить безопасность платформы, равно как и уволить членов комитета. Вместе с ними Цукерберг будет проходить проверки по соблюдению требований конфиденциальности. Если будут обнаружены нарушения, и члены комитета, и руководитель компании могут быть привлечены к личной ответственности, в том числе уголовной.
Отказ предоставлять Microsoft и Sony информации о списках друзей, которая использовалась для синхронизации с PlayStation или с сервисами этих компаний, станет первым шагом социальной сети к усилению защиты персональных данных.
В 2019 году все показатели Facebook стабильно продолжают расти: квартальная выручка увеличилась на 27,7% и составила $16,9 миллиардов долларов. А число активных пользователей социальной сети, которые заходят туда каждый день, выросло на 8% — до 1,59 миллиардов человек.