Европарламент отрегулирует отношения онлайн-платформ и бизнеса

Новые правила коснутся около семи тысяч сервисов, в том числе Facebook, Instagram, Google, Amazon, App Store, eBay и других.

Об этом регулятор сообщил в пресс-релизе на своем сайте.

Работа над регламентом продолжается с 2017 года, в начале 2019 он был опубликован,  и сейчас, после некоторых правок, принят.

Главная идея — защитить бизнес от несправедливых решений магазинов приложений, поисковиков, торговых платформ и урегулировать поведение последних в интернет-пространстве. По сути, усилить контроль над онлайн-площадками, а компаниям, которые с ними работают, дать больше рычагов воздействия, которые можно использовать в случае каких-либо претензий.

Так, согласно регламенту, теперь платформам нельзя без всяких объяснений и предупреждений блокировать учетные записи пользователей. Документ обязывает их сообщать причины таких решений, а компании получили право подать на апелляцию. Более того, сервисы должны будут восстанавливать аккаунты, если их заблокировали по ошибке.

Следующее и довольно спорное положение — о «прозрачности» онлайн-платформ. Торговые площадки и поисковики должны будут раскрывать основные параметры, которые влияют на ранжирование товаров и услуг.

В будущем этот пункт может разрастись до невероятных масштабов. Уже в Евросоюзе идут разговоры, чтобы обязать маркетплейсы полностью обнародовать результаты продаж и предоставлять больше информации о том, какие они данные собирают и как используют.

Еще одно похожее правило из регламента гласит, что если сервис владеет торговой площадкой и в то же время продает на ней свои товары, то должен сообщать, какие преимущества он с этого получает.

Так Европарламент хочет сделать работу с ними более ясной и прозрачной, но, вероятно, эта реформа, по понятным причинам не понравится самим сервисам.

«Наш регламент — важная веха в создании единого цифрового рынка, которая закладывает основу для будущих разработок. Он не только повысит доверие, предсказуемость и правовую определенность, но и предложит новые доступные варианты для разрешения споров между компаниями и онлайн-платформами».

 

Из совместного заявления Европарламента

В последние годы европейские лидеры ужесточили политику по отношению к техногигантам в вопросах налогообложения, антимонопольного законодательства и хранения конфиденциальных данных.

Яркий тому пример — корпорация Google, побившая собственный антирекорд и получившая штраф от Еврокомиссии на пять миллиардов долларов. Это самый большой штраф, который когда-либо был у компании.

Корпорацию обвинили в злоупотреблениях на платформе Android. Google требовал предустановку поискового приложения и собственного браузера, из которого обычно и происходит поиск, а при отказе отбирал у пользователей доступ к Google Play. За это и поплатился и получил санкции.  

Финальный текст документа должен одобрить Совет Евросоюза. Регламент вступит в силу приблизительно к 2020 году.