Многие компании возвращаются в офисы, однако некоторые упорно отказываются это делать. Разбираемся кто они: представители вымирающего вида или законодатели моды.
Для большинства сотрудников западных компаний времена тотальной удаленки прошли. Согласно данным LinkedIn за июль 2023 года, удаленных вакансий на платформе в США стало на 50% меньше, чем в прошлом году. В Великобритании — на 21,5%.
И всё же некоторые компании разрешают сотрудникам работать из дома. Более того — полностью переходят на удаленную работу. Речь в основном о технологических компаниях, особенно стартапах. Так, во время пандемии Airbnb перешла на программу «Живи и работай где угодно» — и не отказалась от неё до сих пор. Маркетплейс недвижимости Zillow ввел политику постоянной удаленной работы в 2020, а впоследствии объявил, что сотрудники, покинувшие штаб-квартиру в Сиэтле, будут получать такую же зарплату.
Компании, которые не принуждают людей возвращаться в офисы, служат доказательством того, что привязывать сотрудников к рабочему месту (как это было до пандемии) — не единственный и не лучший способ работать.
Возможность выбора
В начале пандемии компании не без удивления обнаружили, что переход на удаленку прошел относительно гладко.
Основанная еще в 1995 году Vista производит маркетинговые инструменты для малого бизнеса. В ее штате 6700 человек, включая офисных сотрудников типографий в Северной Америке и Европе, а также распределенные дизайнерская, финансовая и кадровая команды, разбросанные по 15 странам.
В августе 2020 компания перевела офисных работников на удаленку. Руководство отмечает, что сначала это было необходимостью, однако они не рассматривали удаленку как временное решение. Скорее — как возможность переосмыслить формат работы с сотрудниками. Переход к виртуальной работе означал пересмотр многолетней практики личного общения. Но в Vista хотели, чтобы их команды могли работать более гибко.
Также благодаря удаленке компания получила доступ к большему количеству талантливых сотрудников и повысила вовлеченность тех, кто уже работал на них. Опрос, который Vista провела в июне 2023 года, показал, что 87% работников довольны политикой компании — и что удаленка улучшила их work-life balance.
Удаленка с самого начала
Чаще всего новые компании начинают с работы в офисе. Однако сейчас многие сразу запускают удаленный бизнес. В 2019 году в Амстердаме появился стартап по подбору персонала на основе навыков TestGorilla. Его сотрудники могли работать откуда угодно. По мере того как во время пандемии рос спрос на удаленных сотрудников, рос и TestGorilla.
Другие начинали с работы в офисе, но быстро переходили на удаленный формат. Например, Рианнон Палмер — основательница PR-агентства Lem-uhn. Изначально она сняла офис в Лондоне в 2021 году и собирала гибридную команду: сотрудники сами выбирали, работать им дома или в офисе — и сколько дней. Но в мае 2023 года, когда компания выросла, Палмер решил перейти на полностью удаленную модель.
По словам Палмер, отказ от офиса — решение скорее философское, нежели финансово обусловленное. «Речь о том, чтобы сделать сотрудников счастливее и вовлечь в работу, а также избежать недовольства. Удаленная модель подразумевает доверие к сотрудникам. Они сами знают, где могут работать продуктивнее всего, так пусть делают это».
К тому же удаленная модель работы имеет преимущество при найме. Так, большинство PR-агентств сегодня настаивает на возвращении сотрудников в офис. В Lem-uhn же можно работать откуда угодно — они могут брать самых талантливых специалистов без ограничений. Палмер отмечает, что сейчас у них в команде есть сотрудник, который параллельно подрабатывает выгульщиком собак, а также работающая мать, которая может забирать ребенка из школы днем. Для многих удаленка означает большую инклюзивность и разнообразие в командах.
Некоторые руководители настаивают на том, что личное общение необходимо для обучения, развития и продуктивной работы как таковой. Те, кто выбрал удаленную модель уверены, что корпоративная культура определяется не стенами, а ценностями — и тем, насколько счастливы и продуктивны сотрудники.
Удаленка как операционная модель
Больше трех лет весь мир продолжает работать из дома по необходимости. Но есть и такие энтузиасты как Vista и Lem-uhn, которые выбирают удаленную работу в качестве своей идеологии. Для этого нужно принять четкое решение — отныне ваш бизнес будет работать только так.
Компании, ориентированные на удаленную работу, часто обладают схожими качествами. Корпоративные психологи отмечают, что они более ориентированы на сотрудников: ведь такая модель подходит работникам, предпочитающим некоторую автономию. В то же время они доверяют подчиненным: им не надо контролировать каждого человека, знать, как и где он работает. Руководители относятся к сотрудникам как к взрослым людям, давая им свободу и гибкость, что в целом повышает производительность.
В то время как количество удаленных вакансий сокращается, количество таких резюме, наоборот, растет. По тем же данным LinkedIn в США, 44% всех резюме на платформе предполагали удаленную работу. Это, в свою очередь, говорит о том, что работодатели вроде Vista и Lem-uhn становятся все востребованнее среди потенциальных сотрудников.
Можно сказать, что удаленка сегодня — это нечто большее, чем просто работа из дома. Речь скорее об операционной модели, которая вдохновляет сотрудников и дает им возможность работать более продуктивно. А еще оценивает их по результатам, а не по занятым местам на офисной парковке.