Что происходит с офисами в мире гибридных команд

Производители программного обеспечения для управления рабочими местами Robin Powered провели собственное исследование, чтобы понять, что происходит с офисами после пандемии. Выяснилось, что только 11% компаний используют все помещения, которыми они владеют или арендуют. Почти 45% — половину своих площадей или меньше. По мере того как бизнес переходит на гибридную модель работы или удаленку, размеры их офисов резко сокращаются. 

Robin Powered опросила 247 владельцев бизнеса, управляющих объектами и тех, кто отвечает за офисные помещения. Производитель программного обеспечения хотел узнать, что компании планируют делать со своими рабочими местами, конференц-залами и офисами после Великого Исхода.

Согласно опросу, 46% компаний используют не более половины своих площадей, и только 11% — все офисы. Почти половина (48%) респондентов отметили, что пользуются ими гораздо меньше, чем до пандемии. 

На вопрос, планируют ли они сократить офисные площади в 2023 году, 46% опрошенных ответили утвердительно, а 59% сообщили, что сократят свои текущие площади вдвое или больше.

Среди компаний, которые в настоящее время работают гибридными командами, 83% делают это, чтобы сэкономить деньги. 73% перешли бы на гибридную модель работы, чтобы сократить расходы, прежде чем рассматривать такие меры экономии, как сокращение сотрудников.

 

Оптимизация пространства

Эми Лумис из международной службы исследования рынка Future of Work IDC, сказала, что по их данным, общего сокращения квадратных метров не наблюдается. Но отметила, что все больше компаний могут сдавать в субаренду неиспользуемые площади или реконфигурировать их, чтобы они лучше подходили для гибридной работы.

То, что мы наблюдаем, — это перепрофилирование офисных помещений. Организации инвестируют в офисные помещения и делают их максимально динамичными, реконфигурируемыми и устойчивыми.

 

Эми Лумис, директор по исследованиям Future of Work IDC

Многие застройщики в настоящее время рассматривают возможность частично перепрофилировать офисные здания под магазины и даже жилые помещения. 

 

Создание гибкого технологичного офиса

Согласно исследованию Robin Powered, 37% сотрудников опрошенных компаний работают в офисе полный рабочий день, а 61% сочетают его с удаленкой. Большинство гибридных сотрудников (87%) проводят в офисе два дня в неделю и больше.

Из тех, кто использует не все пространство, 81% изменили планировку или дизайн своего офиса. По словам респондентов, они добавили следующие места:

  • Комнаты для совместной работы и совещаний (69%);
  • Велнес-центры (60%);
  • И «тихие комнаты» (55%).

Исследование глобального брокера по коммерческой недвижимости Cushman & Wakefield также показало серьезные изменения в планировке офисного пространство. «Поскольку удаленка зарекомендовала себя как эффективный способ сосредоточиться на задачах, планировка офисов движется в сторону большего пространства для совместной работы с упором на взаимодействие команд друг с другом», — сказал Дэвид Смит, руководитель отдела исследований арендаторов в Cushman & Wakefield. Он также отметил, что офисы сейчас предполагают больше «оздоровительного пространства и удобств».

Сотрудники в восторге от гибких офисов, куда можно прийти для «беседы у камина» со своим генеральным директором, привести питомца, посетить массажный кабинет. Согласно исследованию Cushman & Wakefield, сотрудники хотят удобств и привилегий, которые демонстрируют, что их видят, ценят и уважают на работе. Работодатели, в свою очередь, готовы идти на уступки, чтобы привлечь сотрудников обратно в офисы. 

 

Устойчивое развитие

Еще один важный фактор в перепрофилировании и реконфигурации офисов — устойчивое развитие, поскольку сотрудники все чаще выбирают работодателей, которые заботятся об окружающей среде. В общем, чтобы сократить углеродный след, компании должны использовать офисы максимально эффективно.

По словам Лумис, компании в Европе переходят на веерную модель, когда штаб-квартира расположена в центре, а небольшие офисы находятся на периферии — чтобы сотрудникам было удобно добираться до них. Ситуация в Азии совершенно иная. Сейчас много инвестируют в реконструкцию зданий, чтобы сделать их как можно более современными и многофункциональными. Такого же подхода придерживаются в США. 

В апреле IDC провела глобальный опрос и попросила компании описать свой подход к возвращению сотрудников в офисы. Половина респондентов по всему миру ответили, что они «переосмысливают объекты как места для обучения, встреч и сотрудничества».

Внешние причины так же важны, как и внутренние. На вопрос, какие основные бизнес-факторы были для организаций, перепроектирующих свои рабочие места, первым было улучшение совместной работы (55%), а вторым — экономия средств (34%).

С января 2020 года материнская компания Google Alphabet потратила почти 100 миллионов долларов на расширение своего портфеля коммерческой недвижимости в США, включая офис стоимостью 28,5 миллиона долларов в Саннивейле в разгар пандемии. Недавно компания объявила, что потратит 1 миллиард долларов на офис в стиле кампуса в Лондоне.

Мы представим новые типы пространств для командной и личной работы, а также создадим больше общего пространства для того, чтобы сотрудники чувствовали себя лучше. Мы представим групповые модули, которые представляют собой гибкие новые типы пространств. Их можно реконфигурировать несколькими способами, поддерживая как работу каждого отдельного сотрудника, так и совместную работу — в зависимости от потребностей команды. В новой реконструкции также будут предусмотрены открытые рабочие места, чтобы можно было работать на свежем воздухе.

 

Ронан Харрис, управляющий директор Google UK

Харрис отметил, что они проводят много экспериментов. «Каждая компания, в зависимости от вертикальной отрасли или того, как они функционируют, находит свой баланс».