Робот Sensiworm будет осматривать реактивные двигатели

Реактивные двигатели авиалайнеров — не та статья расходов, на техосмотре которой можно сэкономить. Впрочем, есть вероятность, что скоро она станет гораздо проще, доступнее, а главное — лучше. Поможет в этом новый робот Sensiworm, сконструированный в виде червя длиной около двух с половиной сантиметров.  

Проблема реактивных двигателей заключается в том, что в них остаются недоступные для осмотра части. Сейчас с ней справляются с помощью бороскопов — длинных гибких трубок с камерой на конце. Оператор видит внутреннюю часть двигателя в окуляр — или же изображение выводится на экран. 

Однако и здесь не всё так просто. Если не прижать конец бороскопа с камерой к какой-то из деталей двигателя, он будет опускаться вниз из-за силы тяжести, и осмотр будет недоступен. Кроме того, даже опытным рабочим бывает сложно завести аппарат вглубь двигателя. С этими проблемами и должен справиться робот-червь Sensiworm.

Sensiworm — аббревиатура от Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm. Его разработали инженеры из GE Aerospace Research — компании, которая занимается аэрокосмической промышленностью.

Техосмотр происходит следующим образом. Робота размещают во входном или выходном отверстии турбины двигателя самолета. Дальше он может «проползти» сквозь двигатель с помощью вакуумных присосок на нижней стороне. Камера с прожектором на передней части червя транслирует видео в реальном времени, фиксируя любые изменения внутри деталей. 

Также у Sensiworm есть датчики, которые могут выявлять утечку газа и измерять толщину барьерных покрытий на деталях двигателя, препятствующих их перегреванию. Инженеры говорят, что работают и над другими датчиками, и надеются, что в будущем робота-червя можно будет использовать не только для диагностики неполадок, но и для их устранения.